С каждым годом проблема скликивания бюджета становится все более актуальной в мире. По разным оценкам потери рекламодателей от этого вида мошенничества в 2022 году могут достичь 44 млрд.$. Что такое кликфрод и как с ним бороться — читайте в этой статье.
Что такое скликивание бюджета?
Скликивание или кликфрод (от англ. click fraud — мошенничество с кликами) — вид незаконной деятельности, в результате которого по рекламным объявлениям (РО) производятся ложные клики, что ведет к прямым финансовым потерям рекламодателей. Особенно актуальна проблема скликивания бюджета контекстной рекламы, которая запущена по модели CPC (от англ. Cost per click — цена за клик). Наиболее подвержены кликфроду Яндекс Директ и Google Ads.
В результате чего может происходить скликивание:
- Атаки конкурентов. Они могут отслеживать ваши РО и кликать по ним как можно чаще, не совершая при этом целевых действий (заказа, покупки). В большинстве случаев этот вид мошенничества рекламные сервисы могут распознать и не списывать бюджет.
- Атака ботов. Эти специальные программы полностью эмулируют поведение множества реальных пользователей и делают ложные клики системно.
- Активность недобросовестных вебмастеров. Это владельцы сайтов, подключенных к сетям контекстной рекламы. Когда на их сайтах производятся клики по сторонним объявлениям — эти люди получают доход от монетизации. Поэтому их цель — повысить «кликабельность» РО на своих ресурсах любыми доступными способами.
- Кликфрод-фермы. На вашу рекламу может «открыть» охоту конкурент, разместив соответствующий заказ на кликфрод-ферме: месте, где его берет группа низкооплачиваемых людей и производит массовые клики по РО. Этим же способом могут пользоваться и вебмастера для «обработки» рекламы на принадлежащих им сайтах.
Признаки кликфрода
По результатам исследований до 20% мирового рекламного трафика приходится на кликфрод. Но как рекламодателю определить скликивание рекламного бюджета? Кликфрод в Google Ads и Яндекс Директ обнаруживаются по одним и тем же признакам.
Причины скликивания бюджета:
- короткое время визитов посетителей (обычно 1-3 секунды);
- одинаковое время визита посетителей (признак автоматизации атаки, вероятнее всего — бот);
- ускорение расхода рекламного бюджета;
- без причин возросшая кликабельность РО;
- малое время нахождения посетителя на сайте/странице;
- высокий процент отказов;
- настройки геолокаций показа РО не совпадают с реальными источниками трафика;
- значительная часть трафика идет всего с нескольких устройств.
Если вы заметили один или несколько перечисленных факторов и при этом у вас ускорилось расходование рекламного бюджета — это повод насторожиться.
Методы борьбы со скликиванием бюджета
На тематических форумах часто можно увидеть запрос: «Скликивают рекламу в Яндекс Директе, что делать?». На самом деле, рекламные системы Яндекс и Google уже имеют встроенные механизмы защиты: вся трафиковая активность проходит через многоступенчатую систему фильтрации, которая постоянно совершенствуется и обновляется. Кликфрод в Яндекс Директ можно посмотреть в «Метрике» (пункт «Недействительные клики»).

Скликивание рекламы в Google Ads отображается в Аналитике, под тем же названием.

Но внутренние фильтры сервисов отслеживают не всех злоумышленников. И как бороться со скликиванием бюджета? Вот самые эффективные способы:
- Соберите и проанализируйте данные по РО и рекламным кампаниям. На сайт можно установить скрипт, отмечающий IP-адреса, с которых осуществлялись клики, запоминающий страницы входа, время на сайте и совершение целевых действий. С течением времени можно проанализировать IP-адреса, с которых регулярно кликают РО без конверсий — и занести их в черный список (сегментировать).
- Загрузить черный список в Яндекс Директ и запретить показ рекламы этим адресатам. Кликфрод в Google Ads пресекается аналогично.

- Те же самые проверки (и добавление в исключения) можно провести для: ключевых слов, геолокаций, устройств, браузеров, плейсментов и даже целиком для отдельных РО (если не удается установить точную причину, но скликивание происходит).
- Далее можно создать в Яндекс Директ аудитории для показа рекламы, добавив в нее список исключенных IP-дресов, и в дальнейшем при выборе аудитории, злоумышленники будут автоматически «отсекаться».
- Если рекламируетесь в Google и есть подозрения на скликивание рекламы в Google Ads — можно запросить дополнительную проверку в Центре Качества Трафика.
- Если не помогло — отправьте заявку в техподдержку Яндекс Директа или Google Ads. Обязательно приложите к письму детальные скриншоты с отчетами из Аналитики и Метрики. Не факт, что вам ответят положительно, но попробовать все равно стоит.
- Обратитесь к сторонним сервисам, которые специализируются на защите клиентов от фрода. Эти компании — «санитары леса», которые позаботятся о чистоте вашего трафика. Их услуги обычно стоят немало, но если вы ежедневно теряете деньги из-за скликивания рекламного бюджета мошенниками — такие расходы могут оказаться оправданы.
Наказания за кликфрод
Важно знать, что, как и любое другое мошенничество, все операции по организации кликфрода преследуются по закону. При этом если нарушения носят системный характер — имеет смысл обратиться в органы охраны правопорядка и подать заявление/иск. Да — отследить мелких мошенников, скорее всего, не удастся. Однако в мировой судебной практике есть прецеденты, когда крупных «операторов» кликфрода все-таки находили и присуждали им срок. В таком случае пострадавшая сторона (ваш бизнес) получает установленные судом выплаты компенсаций.
Заключение
Кликфрод — реальная проблема, ежегодно наносящая урон в миллиарды долларов. И чем раньше вы определите эту проблему у себя — тем меньше денег потеряете в итоге. Секрет своевременного реагирования прост: тщательно анализируйте свои рекламные расходы, и, в случае обнаружения подозрительных активностей — немедленно реагируйте. Обращайтесь в техподдержку рекламных сервисов, блокируйте злоумышленников самостоятельно или прибегните к помощи сторонних сервисов. Ведь каждый сэкономленный доллар — это заработанный доллар.
|